Энциклопедия звука
Устройство акустических колонок
Звук сопровождает человека от его первых мгновений с момента рождения. Слуховой аппарат, данный нам от Природы, весьма совершенен и приспособлен воспринимать самые различные звуки в широком диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Но если естественные звуки человек привык воспринимать как данность, то по мере развития культуры с одной стороны и технологий — с другой, появилась потребность воспроизвести самые различные звуки с помощью искусственных творений.
Открыв фундаментальные законы физики, познав основные принципа передачи и приема звуковых волн, человек начал создавать приборы — акустические системы — стремящиеся воспроизвести неискаженный и естественный звук с минимальной погрешностью.
Амплитудно-частотная характеристика
Человеческая жизнь наполнена самыми разными звуками. И если многие столетия человек слышал естественные, природные звуки, то по мере развития технологий он приобщился к миру звуков, издаваемых самыми разными акустическими системами (АС).
Диффузор Шредера
С появлением первых акустических систем человек стремится не только качественно передавать звук, но и максимально точно принимать его, с минимальными потерями. Но, к сожалению, само помещение для прослушивания было неудачно сконструировано. B 1975 году Манфред Шрёдер предложил любопытную конструкцию для улучшения акустики помещения.
Материалы корпусов акустических систем
Современная акустическая система (АС) — неотъемлемый атрибут целого ряда аудиотехники. Предназначение акустических систем заключается в преобразовании электрического импульса в звуковой сигнал. И на всем протяжении развития АС стремление создателей было направлено на уменьшение искажений и получения как можно более качественного звучания.
Громкость звука, чувствительность и отдача акустических систем
Звук представляет собой волны, распространяющиеся в воздушной среде, то есть колебания давления воздуха. Как известно, единица измерения давления — паскаль, в этих единицах и измеряется звуковое давление, соответствующее амплитуде звуковой волны.
Что лучше: 4 или 8 ом акустика?
Вопрос: Вот слышал мнение, что 8-омная акустика лучше (имеется ввиду одинаковые колонки, но в двух видах 4 и 8 ом), вроде как создает большее звуковое давление и у нее меньшая зависимость неравномерности частотной характеристики от громкости. У кого какие мнения на этот счет?
Ответ: Принципиально разницы нет, но на практике, учитывая, что вопрос, вероятно, относится:
- к одному и тому же усилителю с одним и тем же конечным выходным сопротивлением;
- к одному и тому же блоку питания усилителя с конечным током нагрузки (короткого замыкания);
- к одному и тому же соединительному кабелю с одной и той же длиной;
- к акустическим системам с разным омическим сопротивлением (4 и 8 ом), но близких конструктивно и с предположительно одинаковой в процентах неравномерностью характеристики зависимости сопротивления переменному току от частоты;
...разница есть и может отличаться от незначительной до существенной и даже критической.
Параметры акустических систем
Эффективный рабочий (эффективно воспроизводимый) диапазон частот (Frequency response)
Диапазон, в пределах которого уровень звукового давления, развиваемого акустической системой, не ниже некоторой заданной величины, по отношению к уровню, усредненному в определенной полосе частот. Под уровнем звукового давления понимается отношение измеренного значения модуля звукового давления к величине 2 х 10-5 Па, выраженное в децибелах. В рекомендациях МЭК 581 - 7 минимальные требования к этому параметру составляют 50–12500 Гц при спаде 8 дБ по отношению к уровню, усредненному в полосе частот 100 - 8000 Гц. Характеристика в значительной степени определяющая естественность звучания акустики. Производители АС стремятся максимально приблизить значение этого параметра к максимальному диапазону воспринимаемому органами слуха человека (20–20000 Гц). Эффективно воспроизводимый диапазон определяется характеристиками динамиков, конструкцией и размерами акустической системы, параметрами встроенного разделительного фильтра. На низких частотах решающую роль играет объем корпуса АС. Чем он больше, тем более эффективно воспроизводятся низкие частоты.
С воспроизведением высоких частот проблем обычно не возникает, современные твитеры (высокочастотные динамики) позволяют воспроизводить даже ультразвук. Поэтому диапазон воспроизводимых частот некоторых АС превышает верхнюю границу слышимости. Считается, что в этом случае более точно передается тембровая окраска слышимых составляющих звуковой программы. Типичные значения: 100 - 18000 Гц для полочной акустики и 60 - 20000 Гц для напольной. В каталогах приводится график звукового давления развиваемого акустической системой, в зависимости от частоты (график амплитудно-частотной характеристики (АЧХ)), по которому можно определить как эффективный рабочий диапазон частот, так и неравномерность АЧХ, рассмотренную ниже.