Доработка акустических систем
Горыныч о доработке советских динамиков в 5 главах
У КинАп существует (или существовало) три типа хороших широкополосных динамиков: 4А-33, 4А-32, 4А-32-6. Я их расставил в порядке предпочтений. Последний динамик обладает самым узким диапазоном частот и наибольшей неравномерностью АЧХ, зато у него единственного литой алюминиевый диффузородержатель, который не требует жёстких мер по его демпфированию как у первых двух динамиков. У первого динамика наиболее широкая полоса воспроизводимых частот и наименьшая неравномерность АЧХ. Ещё и размер в полтора раза меньше, чем у двух последних.
Перед установкой в акустические системы любых динамиков (отечественных и импортных) в ряде случаев требуется предварительная доработка. Это касается не только широкополосных, но и низко- и среднечастотных динамиков.
Дело в том, что кроме основной резонансной частоты динамические излучатели имеют ещё кучу механических резонансов корпуса диффузородержателя, эти резонансы часто перемножаются с воспроизводимым сигналом, что приводит к появлению сложных интермодуляционных искажений. Для возбуждения паразитных резонансов музыкальный сигнал с широким спектром подходит как нельзя лучше.
Ослабить паразитные механические резонансы динамика — первая задача после покупки. Не все (практически никто) не обращает на это внимания и ставят динамики в корпус прям так без «одежды». Борьба с резонансами ведется по двум направлении: демпфирование корпуса, «амортизация». На идею о демпфировании меня натолкнули фотографии профессиональных широкополосных динамиков в обрезиненных корпусах.
Основы доработка акустики
Те, кто занимаются доработкой акустики, похожи на автолюбителей, которые вкладывают в свои «девятки» суммы, достаточные для покупки хорошей иномарки. Поделимся некоторыми достаточно простыми приемами доработки колонок, позволяющими небольшой ценой добиться значительного прироста качества звука.
Прежде чем заняться доработкой акустических систем, посмотри, что у тебя будет источником аналогового сигнала. Интегрированный кодек? Звуковая карта SB Live? Если так, то имей в виду: звук действительно хорошего качества ты не получишь, поскольку звуковая карта (кодек) будет сильно искажать его.
Конечно, прирост качества ты заметишь, но радости от этого будет мало. Идеальным варантом будет конечно внешние CD проигрыватели, DVD плеер и так далее. Если ты озаботился хорошим звуком, постарайся найти что-то из этого списка.
Перед тем как начать доработку, разузнай как можно больше о своей акустической системе. В зависимости от того что она из себя представляет изначально, от нее можно добиться большего или меньшего прироста качества.
Доработка колонок Radiotehnika S-30b или бюджетный Hi-Fi за смешные деньги
В статье хочу рассказать, как просто и легко можно улучшить звучание русской акустической системы на примере доработки колонок Radiotechnikа S-30b для улучшения воспроизведения звука.
Улучшение головок громкоговорителей
Способ улучшения параметров динамических головок, разработанный в Московском электротехническом институте связи, очень прост, не требует применения дефицитных материалов и доступен для повторения в домашних условиях, не говоря уже о производственных.
Казалось бы, узнав о нем, разработчики и изготовители головок с радостью возьмут его на вооружение, ведь при минимальных затратах он позволяет заметно снизить неравномерность частотной характеристики и нелинейные искажения без потери чувствительности. Однако «того, к сожалению, не произошло». Ни ИРПА им. Д. С. Попова, ни выпускающие головки рязанский радиозавод и гагаринский (Смоленской обл.) завод «Динамик», куда обращались сотрудники МЭИСа, им по-настоящему не заинтересовались.
Доработка S-90
Акустические системы АС-35(S-90) известны, как одни из лучших акустических систем доперестроечных времен. Они выпускались разными заводами и в несколько отличной комплектации, не меняясь по сути. Для модификации были использованы системы 35АС-012 ГОСТ 23262-88 Брянского электромеханического завода, выпущенные в январе 1990 года. Они содержат динамики 75ГДН-3-4, 20ГДС-3-4, 10ГДВ-2-16 и рассчитаны на частотный диапазон 40–25000 гц (сопротивление 4 Ом).
Доработка русской акустики позволила уменьшить неравномерность АЧХ на средних частотах и избавиться от свойственного им «цыканья» и резкости на высоких частотах путем замены высокочастотной головки и демпфирования среднечастотной. Для переделки использовались ВЧ динамики фирмы Peerless 100 DT 26 72 SF FF WA 8 ( ном. по каталогу 811827). Вполне удачный вариант, особенно, если вас не смущает перспектива потратить на них около 53$, что сопоставимо со стоимостью самих S-90.
6АС-2 — новое звучание
Эти миниатюрные АС, которыми некогда комплектовались электрофоны первой группы сложности «Мелодия-101-стерео», многие считают безнадежно устаревшими. Автор этой статьи утверждает, что они еще способны обеспечить вполне высококачественное звуковоспроизведение, для этого требуется небольшая доработка русской акустики.
Механическое демпфирование диффузоров
Журнал «Радио» не впервые поднимает проблему улучшения свойст диффузоров массовых головок громкоговорителей путем пропитки их вибропоглащающими мастиками. Несколько лет назад этой теме была посвящена статья В. Шорова «Улучшение головок громкоговорителей». Публикуемая статья знакомит читателей с работами по демпфированию диффузоров динамиков автора Жбанова В., который дает рекомендации по применению корректирующих устройств, позволяющих улучшить форму АЧХ головок по звуковому давлению. Настоящей публикацией редакция еще раз хочет обратить внимание заводов-изготовителей на этот очень простой и доступный способ улучшения параметров головок громкоговорителей, который, к сожалению не нашел применения в производстве.