Вход/Регистрация
Вход через соц. сети        
Мы расскажем как сделать акустику своими руками

Россия глохнет

 

Новые поколения не способны отличить шум от музыки «Стране нужна национальная программа экологической защиты звуковой среды, иначе новым поколениям грозит глухота — эстетическая и даже физическая», — считает известный звукорежиссер Владимир ВИНОГРАДОВ, записавший музыку к таким фильмам, как «Утомленные солнцем» «Жестокий романс», «Интердевочка», «Мусульманин», «Убить дракона» и создавший уникальную звуковую палитру в первом российском сценическом мюзикле «Норд-Ост».

Лунатики с затычками в ушах

— Что такое экология звука?

— Уши надо защищать! Молодого поколения, старшего, всех. В звуковом смысле мы сейчас растренированная страна. Даже великолепные «Виртуозы Москвы» уже не достигают тех ансамблевых высот, которыми они были славны еще десять лет назад.

— Я знаю случай, когда девочка, впервые попав в оперу, заявила: это же неестественное пение! Она никогда не слушала живой, не усиленный батареями динамиков голос.

Девочки глохнут: целые поколения уничтожаются плейерами! Не знаю, почему молчит Министерство здравоохранения. Любой аппарат с так называемым раздутым супербасом — безопаснее вставить себе в уши гвоздь и по нему колотить молотком. У людей сызмальства разрушается орган слуха.

С ним было интересно поговорить - сегодня уже не о чем, и из всех Моцартов он знает в мире только одного великого музыканта — Илью Лагутенко.

— Понятно. Вы пробовали носить на себе их музыку часами? Это чисто физиологическое воздействие. Это как феномен женского влечения к тенору — у них оргазм возникает. Витас, Басков — это все оттуда. Но это чудовищная подмена: от эстетического наслаждения к физиологии. Ритм разрушает слуховой аппарат, и человек более не воспринимает нормальный звук. Что делать? У меня знакомый родил мальчика, я младенцу показываю гитару, беру аккорд, и он сразу: «О-о!» Я говорю приятелю: у тебя мальчонка музыкально одаренный, его надо воспитывать. На колыбельных, на классике. На звуках, которые наилучшим образом воспринимаются детским организмом. Есть Моцарт для младенцев! Включили пацану, и он два часа вообще не издавал звуков. Он играл и слушал, и у него мочки ушей стали красными. Вот что нужно. Нужна национальная программа экологии звука, и это поможет восстановить культуру и нравственность.

— Восстановление нравственности на физиологическом уровне?

— Почему бы и нет! Я с младенчества получил нравственный императив, который мне объясняет, почему "За стеклом" - это плохо.

— Почему?

— Как говорили в фильме «Чужие письма», «Нельзя — и все тут!». Есть вековая система моральных табу — она нас защищает от одичания. В Лондоне вы не увидите «Плейбой» в витрине. Попросите киоскера — он достанет из-под прилавка, но оскорблять прохожих видом обложки он не может. Пусть желающий смотреть, как Макс трахнул Марго, заплатит за это и в кодированном изображении свободно смотрит. Но я не понимаю, почему открытое общественное ТВ навязывает это всему населению. Да, я могу мой долбаный ящик выключить...

— Легко. Я его не включаю неделями и счастлив.

— Но у многих рука не поднимается.

Мы снова в зоне немого кино

— Вам не кажется, что Россия опять в эпохе немого кино - мы просто не знаем, что такое современный фильм? Я смотрел «Мулен Руж» в Канне и потом у нас — первый фильм был восхитителен, второй отвратителен: резок, как в дискотеке.

— У нас не работают мировые стандарты: построили современные залы, но в каждом один и тот же фильм звучит по-разному. В новом шикарном кинотеатре «Пять звезд» левый проектор дает один звук, правый — другой. Но зона самых больших потерь — ТВ: сигнал поступает на ваш районный усилитель, который уничтожает все, что было заложено изначально. В двух соседних домах будет разное качество картинки и звука. Владимир Путин обращается с новогодним посланием — на каждом канале у него другой цвет лица и другой тембр голоса!

— Телевизоры в большинстве уже рассчитаны на прием стереозвука — но ни один наш телеканал к этому не готов.

— Любой житель Европы может посмотреть трансляцию концерта из «Гевандхауза» в стереозвуке. У нас же один из лучших сериалов «Секретные материалы», где весь эффект зависит от Dolby Surround, гонят с плоским звуком — и видим мы лишь его блеклую тень.

— И долго еще мучиться?

— В программе развития ТВ записано, что к 2008 году в России должно появиться стереофоническое цифровое телевидение, и тот канал, который уже теперь озаботился производством программ современного уровня, выиграет борьбу за зрителя — у него будет продукт, конкурентоспособный на мировом рынке. Ведь у нас еще сохранились музыканты мирового уровня и есть что показывать.
- Я любитель классической музыки, но не смотрю по нашему ТВ трансляций классики — это как слушать оперу по телефону.

— Добавьте качество изображения...

— ...и телевизионной режиссуры, часто работающей поперек музыки. Но вы назвали дату: 2008 год. Расскажите об этой программе.

— ТВ постепенно перейдет на цифру. Вы же представляете масштаб парка существующих телеприемников! Если сразу перейти на европейский цифровой формат, население окажется без телевидения! Но почему я оптимист? Потому что я видел КВН-49. Я знаю, что за просмотр фильма «Эммануэль» сажали, и помню время, когда по цене видеомагнитофон был сравним с автомобилем. Все это было в моей стране! Тут вопрос только времени.

— Предложение зависит от спроса. А по моим наблюдениям, многие к качеству звука равнодушны — в видеофильмах, к примеру, довольствуются пиратскими копиями, и не столько смотрят картины, сколько получают о них скудную информацию.

— А привыкли к плохому звуку. Господь одарил нас лучшим на свете микрофоном — ушами и лучшим музыкальным инструментом — голосом. Осталось одолеть безграмотность. В современном кино все эмоциональное воздействие строится на звуке! Посмотрите в монофонии «Спасение рядового Райана» — и фильма не станет. Там все решено в звуке такой степени правдоподобия, что ветераны войны узнают знакомые звуки гаубиц. Нет пророка в своем Отечестве.

— Куда делась знаменитая советская школа звукорежиссуры?

— Для нашего звукорежиссера было делом чести полуторку в кадре озвучить мотором полуторки. Я записывал музыку к фильму Элема Климова «Иди и смотри», и нужна была песня «Священная война». Нигде в архивах записи военных лет нет. Она делалась в знаменитой маленькой студии Московского телеграфа, где скученность давала особый эффект — даже акустика была напряжена. И тогда я приехал в тесную казарму ансамбля МВД, записал одним микрофоном и получил то самое качество, которое мы слышали из репродуктора — «тарелки». Приезжаю к Климову, говорю: достал старую фонограмму! Он послушал и разволновался: то самое! Ты где это взял!!

— Но я ведь слышу, как звучат у нас фильмы, особенно телевизионные, — это пещера! И вижу, как уничтожаются фильмы при дубляже. Один режиссер показал мне материал своего фильма. На черновой записи было слышно, что человек стоящий звучит иначе, чем человек лежащий, - возникло звуковое пространство такой реальности, что я не понял, зачем эту роскошь надо еще и переозвучивать.

— А так был снят «Тихий Дон» Герасимова. Говорят, лично Шолохов остановил на время съемок все движение в округе, и в районе Тихого Дона не летали самолеты, не ходили поезда и не шумели тракторы. И фильм шел под плеск Дона. Это был один из принципов Герасимова — снимать синхронно. А вы знаете, что в фильме «Титаник» 40 процентов бюджета отнял звук?!

— Потрясающий звук! До сих пор помню стон гибнущего корабля.

— В Голливуде все просчитывают: озвучание Ди Каприо стоит столько же, сколько весь его съемочный день, и потратиться на качественную систему для синхрона — дешевле. Хотя синхрон — жуткая головная боль! Это Шолохов мог остановить движение, а в Лондоне никто не поймет, если для съемок викторианской эпохи остановят городской траффик.

— В СССР была и неплохая школа дубляжа — она куда испарилась?

— Она была великолепна — помню, как Анни Жирардо плакала от благодарности своей русской коллеге. Были потрясающие мастера — как Николай Александрович, который говорил за Раджа Капура. Была школа укладчиков текста, которые заботились о совпадении артикуляции. А сейчас принцип: меньше вложить — больше получить.

— На ТВ все музыкальные фильмы уничтожаются закадровым бормотанием.

— Иногда мне хочется, чтобы на ТВ вернулся Лапин, резко сократил число каналов и изничтожил в эфире певца, основное достоинство которого — отсутствие зубов. Уже хочется худсоветов. Вы помните, как после V съезда кинематографистов «полочная комиссия» вернула на экран «запрещенные» фильмы — и тут же выяснилось, что многие из них лежали на полке потому, что были художественным браком. Они и должны были там лежать! Что же мы в прятки играем! А дублируют теперь просто: раз смотрят, второй примеряются, третий — пишут. О нюансах перевода лучше не думать: португальский аристократ изъясняется сленгом русских урок. Но «пипл хавает».

— В общем, звуковой апокалипсис. Где же спасение?

— Надо возвращать цивилизованную звуковую среду, освобождать ее от мусора. Профессии нужно возвращать. Возьмите фильмы такого мастера, как Никита Михалков. Он приглашает французских звукорежиссеров — и слушать диалоги в его картинах, по-моему, невозможно. Потому что люди, сидящие за пультом, не знают языка, не чувствуют его дыхания, его запаха. Вот он будет снимать фильм о войне — а французский звукорежиссер не знает, как хлюпает вода в кирзовом сапоге. Это можем сделать только мы!

© "Российская газета", 1998-2002

 

Комментарии 

# Gedy 25.06.2019 22:36
Как всё верно подмечено! Отличная статья! Её бы в тираж, в нынешний Вконтакте, Фейсбук (где обсуждают новые аккустические системы от китайских "специализирова нных" контор. Они вообще не понимают - что обсуждают. Где качественный звук, а где современная аккустика, которая продается в каждом радиомагазине.. Ответить

Добавить комментарий

hydra ссылка tor
hydra-tor-onion.com

Что бы вы хотели почитать?

Итоги

Новости

  • 22 Января 2015
    Первый в мире bluetooth-граммофон
    Gramovox — bluetooth-граммофон, работающий на одной зарядке 15 часов. Устройство оснащено металлическим горном,...
  • 05 Августа 2013
    Сумасшедшие колонки
    Уникальная акустическая система Xcellon DWS-100B удивит вас танцем воды и световым шоу. Две колонки, питающиеся от USB...
  • 05 Марта 2011
    Парящая акустика
    Внешний вид акустики Dome, состоящей из двух сателлитов и сабфуфера, весьма привлекательный за счет геодизайна. Корпуса и...
  • 05 Марта 2011
    Акустика из переработанной бумаги
    Эко меломаны будут обожать TAU акустику за их экологический состав. Сделаны из переработанных материалов, составляющих...
  • 29 Марта 2008
    Плазменные колонки
    Все мы знаемы два типа динамиков: самый известный и популярный — компрессионный (диффузор двигает воздух) и менее известный...
  • Все новости

Последние комментарии

  • Может дело в форме? В определении написано, что со... Подробнее...
    By Пал Палыч
  • А точнее? Спасибо Подробнее...
    By Павел Сайк
  • Ошибка в формуле расчёта эквивалентного объёма Подробнее...
    By jas57
  • Симтема с двумя выходами похоже не работает, векто... Подробнее...
    By Михаил
  • Добрый день! Пытался использовать формулу резонато... Подробнее...
    By михаил
Наверх