Активный сабвуфер из акустической системы S-70
После создания АС проекта «Труба Войта» и покупки их владельцем комплекта DVD+Ресивер понадобился Сабвуфер. Надо так надо. Тем более, у одного товарища давно пылились в углу активные акустические системы S-70 рижского завода радиоаппаратуры, которые выбросить было жалко (все-таки с ЭМОС), а слушать – не было никакого желания т.к. человек уже давно слушал винил через ламповый усилитель на самодельную трехполоску на динамиках 2А-12, 4А-28 и 10ГД-35RRR.
Итак, решено. Утилизируем S-70 для изготовления пары cабов (второй себе) — т.е. для хорошего дела. Вначале разбираем АС-ки. Что наблюдаем в процессе: комплект номерных АС сделан на заводе на различных динамиках 75ГДН-5 один — с ферритовым магнитом, другой – с альнико. Как ни странно, но их T-S параметры были, мягко говоря, идентичны.
Опять приходится констатировать факт, что головки — НА УРОВНЕ! Расчет закрытого ящика для них (корпус S-70) выполнен БЕЗУКОРИЗНЕННО! Именно тот объем, в котором совпадают и максимальный ход диффузора головок на 50Гц и максимальная долговременная подводимая мощность к ним.
Конструкция усилительной части, закрепленной на задней съемной стенке акустической системы — высокотехнологичный клубок проводов, соединяющий платы с высохшими от нагрева и времени электролитическими конденсаторами. Однозначно — полный демонтаж.
Вот какой вопрос не дает покоя по сей день: как могли печатные платы усилителя мощности покрыться таким слоем пыли и грязи, если платы находились в герметичном кожухе, со всех сторон промазанным герметизирующей мастикой?
Платы были вымыты водой, подстроечные резисторы и конденсаторы (К70 и К50-6) заменены новыми, проверенными. Вот какой вопрос не дает покоя по сей день: как могли печатные платы усилителя мощности покрыться таким слоем пыли и грязи, если платы находились в герметичном кожухе, со всех сторон промазанным герметизирующей мастикой? Платы были вымыты водой, подстроечные резисторы и конденсаторы (К70 и К50-6) заменены новыми, проверенными.
Железная пластина, закрепленная снаружи акустической системы и выполняющая роль радиатора выходных транзисторов, была перенесена в новый корпус с небольшими доработками – закреплены гнездо входного разъема под тюльпан, гнездо питания под стандартный сетевой шнур для ПК, тумблер включения реле-перефазировки головки и подстроечный резистор регулятора уровня.
В результате «трепанации» от пары S-70 остались пищалки и полуфабрикат корпуса. Остальное: электролиты питания и внутренняя требуха отправились на свалку.
Работы начались с измерения T-S параметров головок 75ГДН-5. После этого были промоделированы несколько типов акустического оформления с учетом реальной возможности размещения готового саба в комнате. Выбор был сделан в пользу оформления Бандпасс 4-го порядка.
Максимальная выходная мощность УНЧ от S-70 была определена на уровне 45Вт синусоидального сигнала в полосе 50-500Гц, чего достаточно и для раскачки головки и для ненапряженного режима работы штатного блока питания.
Корпуса сабов выполнены по отработанной технологии «слоеного бутерброда» береза-ДВП-сосна, толщиной 35мм, склеенных под прессом. Верхний отсек корпуса предназначен для размещения электронной части, на нижней перегородке закреплена динамическая головка. Перегородки установлены в корпус с использованием «силиконовых подушек» на клею и шурупах, что обеспечило полную герметичность соединений. Благодаря установленным перегородкам корпус получился абсолютно глухой.
Накопительные электролитические конденсаторы блока питания установлены новые, вся разводка питания выполнена качественным проводом. Компоновка (предварительная) электронной части показана на фото. Реле использовано для перефазировки подключения динамической головки к выходу усилителя мощности т.к. использование для этих целей переключателей – ненадежно, а инвертирование фазы сигнала на входе УМ приводит к ненужному усложнению схемы.
Задняя стенка корпуса в верхней части имеет вырез, в котором практически в толще материала установлена плата усилителя и закреплена на штатной пластине радиатора.
АЧХ сабвуфера (реальные значения звукового давления) в комнате при выходной мощности усилителя 45Вт приведена ниже:
Что касается качества баса. Главный недостаток покупных сабвуферов, построенных как ЗЯ или ФИ – сложность согласования нет, не с фронтальными АС на частотах их совместной работы (хотя там проблем тоже бывает много, из-за чего в электронику промышленных сабов включают регулируемый ФНЧ и т.д.). Главный недостаток – стыковка саба с АЧХ комнаты на нижнем участке диапазона. Излишнее выпячивание или недостаток самых низких частот (30-60Гц) обуславливает бОльшие значения группового времени задержки (ГВЗ) воспроизводимого сигнала на этих частотах.
Если говорят, что саб – «киношный», то чаще всего это значит, что он не подходит к данному помещению и никакими регулировками эту ситуацию не исправить.
Этот саб звучит «рыхло и затянуто». И ничего с этим не поделать. Лечится только заменой другой моделью/производителя.
В отношении этого сабвуфера можно сказать следующее: реальное ГВЗ на частоте 50Гц не превышает 10мс, а на частотах 120-150Гц — 5мс, что полностью укладывается в рекомендации МЭК. Звучание его ненавязчивое, иногда складывается ощущение, что сабвуфер не работает, но стоит действительно его выключить — звучание основных АС сразу становится «плоским и не таким выразительным как было».