Вход/Регистрация
Вход через соц. сети        
Мы расскажем всё об акустике и о том, что с ней связано

«ЖИВОЙ ЗВУК» и резонансная акустика

Одной из важнейших проблем современной музыкальной культуры является вопрос совершенствования процессов звукозаписи и ее адекватного воспроизведения. Звукозапись, на много порядков расширившая аудиторию слушателей симфонической, камерной, народной, эстрадной музыки, относится у числу наиболее важных технических достижений ХХ века.

В то же время, даже на современном технологическом уровне развития звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры еще не решены два наиболее глобальных противоречия данного вида бытования музыкального искусства.

Во-первых, звукозапись, даже выполненная на самом высоком уровне (цифровая запись, лазерные носители, сводящие к минимуму «технический» шумовой фон), остается родом «отчуждения» человека от звуковой реальности «живого» музыкального (вокального или инструментального) звука.

Во-вторых, при звукозаписи утрачивается эффект прямого, непосредственного контакта исполнителя и слушателя.

Предложенная к рассмотрению резонансная акустическая система позволяет, по моему мнению, полностью снять первое из названных противоречий и частично — второе.

Как известно, суть акустического процесса состоит в переходе от физического к психическому, от объективного явления колебаний в воздушной среде к субъективному психическому образу, от неживого к живому. Акустические измерения, как правило, не адекватны музыкально-психологическому описанию, ибо звук, по мнению ведущих специалистов-музыковедов представляет собою факт энергии, а не вещества. Психоакустическая сфера воспринимающего субъекта должна быть уравновешена аналогичной (антропоморфной) стихией инструментальных звучаний.

Поэтому среди трех элементов любого инструмента — возбудитель колебаний, вибратор, резонансная система — особое значение приобретает последний. Среди пяти измерений звука (высота, громкость, тембр, длительность, локализация) наиболее существенной в этом плане также представляется последнее то есть пространственная локализация.

В условиях обычного концертного зала задачу физиологического согласования с человеческим естеством в большей степени выполняют резонансные системы музыкальных инструментов, исторически сформировавшихся в соответствии с пропорциями человеческого тела.

При воспроизведении звукозаписи эта же функция почти полностью передается аудиоаппаратуре, с помощью которой необходимо добиться наиболее естественной пространственной локализации звука, воспроизвести тембр как сложно — объемное явление. Обычные акустические системы (авторы называют их «системы компрессионного типа») способны на это лишь в ограниченных пространственно точках «оптимального звучания», да и то с большей долей условности, поскольку естественный фонизм (эффект взаимодействия голосовых тел инструментов) утрачивается изначально.

В предлагаемой резонансной акустической системе (РАС) резонатором становятся не отдельные предметы, а вся окружающая Среда, в известном смысле — само природное пространство, выполняющее функцию резонансных систем инструментов.

Таким образом, если «живая музыка» сравнительно редко попадает в идеальные для звучания условия (акустика большинства предметов физического мира не согласована с инструментальными пропорциям, отчего, возможно, концерты на открытом воздухе удаются весьма редко), то воспроизведение ее записи через РАС «выводит» музыку в живую природную среду и гармонизирует акустические отношения с нею.

«Живое» звучание музыкальных инструментов РАС с избытком компенсируется эффектом супер — резонанса, при котором иллюзорный источник звучания получает выход в окружающее пространство.

Бандура Андрей «ЖИВОЙ ЗВУК» и Резонансная акустика // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10385, 01.05.2003

Что бы вы хотели почитать?

Итоги

Радиолюбителю

Новости

  • 22 Января 2015
    Первый в мире bluetooth-граммофон
    Gramovox — bluetooth-граммофон, работающий на одной зарядке 15 часов. Устройство оснащено металлическим горном,...
  • 05 Августа 2013
    Сумасшедшие колонки
    Уникальная акустическая система Xcellon DWS-100B удивит вас танцем воды и световым шоу. Две колонки, питающиеся от USB...
  • 05 Марта 2011
    Парящая акустика
    Внешний вид акустики Dome, состоящей из двух сателлитов и сабфуфера, весьма привлекательный за счет геодизайна. Корпуса и...
  • 05 Марта 2011
    Акустика из переработанной бумаги
    Эко меломаны будут обожать TAU акустику за их экологический состав. Сделаны из переработанных материалов, составляющих акустической...
  • 29 Марта 2008
    Плазменные колонки
    Все мы знаемы два типа динамиков: самый известный и популярный — компрессионный (диффузор двигает воздух) и менее известный...
  • Все новости

Последние комментарии

  • Может дело в форме? В определении написано, что со... Подробнее...
    By Пал Палыч
  • А точнее? Спасибо Подробнее...
    By Павел
  • Ошибка в формуле расчёта эквивалентного объёма Подробнее...
    By jas57
  • Симтема с двумя выходами похоже не работает, векто... Подробнее...
    By Михаил
  • Добрый день! Пытался использовать формулу резонато... Подробнее...
    By михаил
Наверх