Мы расскажем как сделать акустику своими руками

Акустичекая система домашнего кинотеатра на отечественных динамиках

 

Проходит время, которое все замечательно расставляет на свои места, а именно: вновь разработчики динамических головок возвращаются к бумажным диффузорам. Так почему же мы не учимся на своих ошибках и все время готовы совершать новые вслед за кем-то? Такая мысль мучила меня долгое время, пока я не решил отбросить все сомнения и построить (наконец-то) полноценную акустику для домашнего кинотеатра, используя имеющиеся старые динамики.

А выбор их, как и полагается у «плюшкиных» весьма стандартен — это низкочастотники 30ГД-2 (75ГДН)/25ГД-26/10ГД-30, «постоянно ждущие своего часа» 4А-28/4А-32, куча среднечастотников 5ГДШ-5/3ГД-38/4ГД-35, еще большая куча «универсальных» 1ГД-18/2ГД-40/3ГД-42 и т.п. Пищалки, обычно не доживали до момента «архивного хранения» в силу их бывшего постоянно низкого качества исполнения и надежности, за исключением, быть может, нескольких 2ГД-36.

Началось все с моделирования акустики комнаты. Цель была поставлена значительная: оптимизировать низкочастотный частотный диапазон для точки прослушивания и, в то же время, не допустить «выхода басов» из пределов комнаты через дверной проем в коридор (чтобы не мешать детям спать в соседней комнате). Очень хотелось все-таки «пристроить» 4А-28 из-за великолепного воспроизведения ими нижней середины, да и остальной набор головок показывал чувствительность в среднем 90-93 Дб/Вт*м, что определило выбор низкочастотного оформления БандПасс (более высокий КПД), благо места размещения «виртуального сабвуфера» полностью совпали с местАми размещения фронтальных колонок при выполнении поставленных «акустических» условий.

Как оказалось, размеры низкочастотного звена на 30ГД-2 получились вполне приемлемыми при рабочем диапазоне частот по уровню -3дБ 42-160 Гц (18Гц при -10дБ). Среднечастотную часть было решено сделать в оформлении «открытый ящик». Делать так делать! В самом деле, ну не нравится мне работа среднечастотников в закрытых ящиках. Оставалось выбрать подходящий высокочастотник по чувствительности и звучанию, которое бы не портило звук «бумаги». Выбор пал на изделие из серии автомобильных пищалок — шелковый купол без магнитной жидкости.

В итоге, получили проект с ограничением перевариваемой по НЧ мощности в 50Вт (ход диффузора 30ГД-2 не превышает 8мм). Хочу сразу сказать, что сделать «на коленке» и без измерительного оборудования и моделирования 4-х полосную акустику — невозможно. Это был мой 9-й осознанный, промеренный и «выстраданный» проект, и я прекрасно представляю ограничения тех или иных динамиков по их применению.

Следующим условием, которое очень хотелось выполнить — это реализация широкой (+-30 град без искажения АЧХ) диаграммы направленности в горизонтальной плоскости, а также точная стыковка фаз излучения динамиков и самое главное – идентичности фазового сопряжения излучения головок в диапазоне 2-х октав в области частоты раздела.

И если первое условие реализовывалось выбором частот раздела полос, адекватно диаметрам диффузоров головок и установкой боковых динамиков для воспроизведения верхней середины, то второе условие потребовало наклонной передней панели. После долгих изысканий форма корпуса приобрела вполне приятный вид. Как это сделано внутри показано на соседнем фото. В нижней части – бандпасс 4-го порядка, средний клиновидный отсек для фильтров, выше – среднечастотное оформление открытый ящик.

Агнетха

 Толщина внешних стенок корпуса, задней стенки и перегородок НЧ секции – 35мм набрана из 3-х слоев: березовый массив, МДФ, сосновый массив. Вибраций корпуса нет!!!

Задняя стенка СЧ бокса выполнена перфорированной, причем рассчитанная площадь отверстий и толщина материала (фанера 12мм, усиленная буковыми рейками) представляет собой фазоинвертор для установленного 4А-28. Это позволило снизить амплитуду перемещения диффузора на 150Гц и применить снизу фильтр 1-го порядка.

Агентха

Динамик 4А-28 закреплен банально снаружи корпуса. И хоть его рабочий диапазон ограничен 200-2700Гц, я не стал удалять центральный рупор из-за возможного увеличения резонансной частоты. Центральный верхний СЧ – 5ГДШ-5. Боковые верхние СЧ – раритетные 1ГД-18, электрически соединены между собой параллельно и последовательно с центральным.

Боковые динамики вклеены в фрезерованные посадочные отверстия на силиконе, на фото виден процесс вклейки.

1

Высокочастотник помещен в березовый корпус типа «пуля», что позволило точно произвести фазовое согласование с верхними СЧ по глубине. Пищалка отыгрывает полосу 7кГц-25кГц (из партии 12 штук было отобрано 2 +1 «с натягом» пищалки, чтоб не говорили – брак есть везде!).

Фильтры 1-го порядка (за исключением ФНЧ – 2-й порядок для эффективного на 30дБ гашения резонанса внешнего порта фазоинвертора 1250Гц). Акустический порядок фильтров – стандартный 2-й, согласование полос по уровню -6 дБ. Фазовые несоответствия полос в области перекрытия 2 октавы не более +-15 градусов (акустические ФЧХ смежных полос максимально протяженно близки).

1

Центральный канал — на 2х4ГД-35 и шелковой пищалке, аналогичной фронтальным АС. Особенность оформления — фазоинвертор с внутренним резонатором а-ля АС «Симфония». Передняя панель выполнена с наклоном «на слушателя». Несмотря на приличную добротность головок 4ГД-35 — акустический резонанс достаточно хорошо демпфируется и полностью стыкуется с АЧХ комнаты в расчетном месте расположения С.

2

Тыловые АС выполнены на 4ГД-35 и 2ГД-36. Электрический фильтр 1-го порядка — проще и лучше придумать что-либо сложно. Также фазоинверторное оформление, использованы внутренние резонаторы, но уже низкодобротные и на 2 частоты. Максимум диаграммы направленности в вертикальной плоскости направлен на слушателя (тыловые АС закреплены под потолком). Внутри АС зукопоглотитель применен минимально.

1

Места размещения акустики подобраны таким образом, что недостатки АЧХ АС’ок в значительной мере компенсируются «акустическими особенностями» комнаты.

Я, конечно, понимаю, что «скрещивать двух верблюдов» дело щепетильное, но именно в этом случае все «горбы и впадины» точно просчитаны. А кто сказал, что с одним двугорбым верблюдом-инвалидом (комнатой) жить проще?

image016.jpg

Внешняя отделка — колер и алкидный лак. Защитные решетки выполнены из реек, обтянуты «радиотканью» и закреплены на лицевых панелях с помощью специальных пистонов.

Итоговый внешний вид акустической системы:

Для облегчения жизни соседям снизу фронтальные АС установлены на шипы на постаментах из железобетона (25кг), вклеенных эпоксидкой в березовые короба.

Agnetha

 {mospagebreak}

Не стану акцентировать Ваше внимание на прописных истинах о качественных и надлежаще ориентированных по включению соединительных кабелях и деталях разделительных фильтров. Все подобрано. В качестве «индикатора» использовался добрый бумажный немецкий широкополосник и свой слух. Все бумажные динамики, использованные в данном проекте, доработаны (герлен, пропитка диффузоров «хитрыми составами», глушение корзин, а 30ГД-2 и 4А-28 разобраны и после устранения заводских погрешностей сборки - собраны заново). Да, забыл, что фронтальные АС подключены к усилителю по схеме Би-вайринг - НЧ секция отдельно.

Общее впечатление, полученное от звучания данного комплекта: детальное, легкое, мощное, чистое. Когда поставили первый раз фирменный диск «Звездные войны» - комната и колонки «пропали», остался только звук (хотелось написать «за гранью широкополосности») - отовсюду: и сверху, снизу, сзади… Мощная поддержка «динамики движения на экране», «у-ухх» глухие удары, уходящий в ультразвук скрежет двигателей, фоновые голоса, тихие шорохи, голос персонажей…Потом привыкли к хорошему…На киношные звонки в дверь бегали…открывать свою.

При прослушивании стерео- на фронтах самые низкие частоты регулировать не приходится. Они вроде бы и есть, а вроде бы и нет…Середина – бесподобна.

Системе уже год. Безусловный «прогрев колонок» и постоянная работа динамиков немного раскрепостили первоначальное звучание, но, к счастью, в «нужную сторону», пришлось только чуть-чуть на полдецибелла «подкрутить» фильтры — отъюстировать тональный баланс, добавить верхней серединки т.к. 4А28 «разыгрался больше».

АЧХ фронтальных АС на настоящий момент (в комнате!) со сглаживанием 1/6 октавы:

АЧХ

Согласитесь, разве такое изготовление возможно для серийных промышленных изделий и/или среднестатистической цены?

 

Комментарии 

# sanek 22.02.2008 15:27
Вооще охуенчик!!! Ответить
# wert 24.02.2011 11:04
Впечетляет... Хотелось бы получить черетеж центрального канала для самостоятельног о изготовления? Ответить
# Dimon 99 16.07.2011 18:03
Привет дай размеры колонок и фильтров схемы классная акустика!!!!!!! !!! Ответить
# ыфы 10.04.2012 18:53
ёбаный тупой проект - хуевый звук :sad: :sad: :sad: :sad: Ответить
# зеленый 11.01.2014 05:30
...все таки не перевелись на руси богатыри!!! Ответить
# alex-ei 18.12.2014 20:40
молодца,выглядя т колонки красиво!,жаль нельзя послушать...пре дставляю сколько автор сил и здоровья вложил в проект...- не обсирайте его труды Ответить

Добавить комментарий

Что бы вы хотели почитать?

Итоги
Последние комментарии
  • Нужно: синтезатор юность 21 схема как увеличить гр... Подробнее...
    By Павел В
  • Доброго вечора будьласка дайте схему які резистоти... Подробнее...
    By Юрій
  • По моему опыту заметный эффект в положительную сто... Подробнее...
    By АндрейS
  • А нужна ли эта доработка? У меня такие стояли впло... Подробнее...
    By Алик
  • Привет друзья. Случайно прочитал про сабвуфер этот... Подробнее...
    By Владимир01
Наверх