Ортодинамические излучатели
Хочу рассказать немного про нестандартные динамики. Ортодинамические громкоговорители были изобретены, как и многое хорошее, в Японии и долгое время использовались в многих моделях компании Yamaha, Audio Technica и др. Структура таких динамиков одновременно и проста и сложна. По сути они представляют собой два круглых магнита и мембрану между ними, которые образуют своеобразный сэндвич.
Хитрость данной технологии в том, что намагничены они по-разному, в разных частях магнита. Концентрическими окружностями, похожими на годовые кольца деревьев, области разных полюсов охватывают весь магнит, расходясь от центра к краям. На иллюстрации юг помечен красненьким, так что можете примерно себе представить, как расположено это все. Теперь перейдем к мембране. В отличие от динамической системы, это не диффузор склеенный с магнитной катушкой, а тонкая мембрана, на которую спиралью нанесена токопроводящая дорожка.
Дорожки наносились либо методом травления ранее нанесенного слоя металлической фольги, либо приклеиванием уже готовой спирали на лавсановую мембрану. Лавсан при толщине пленки 5-8 мкм имел предельно малый вес, сравнимый с весом колеблемого пленкой воздуха. При подаче тока спираль генерировала электромагнитное поле, которое начинало взаимодействовать с постоянным магнитным полем блинов магнитов, ну и как следствие начинала сама вибрировать и генерировать звук. Сам излучатель выглядит так:
У данной технологии есть одно главное достоинство: благодаря крайне малой массе пленочной мембраны, уровень искажений очень низок и приближается к идеальному. Это уже класс Hi-Fi. Ортодинамика применялась практически исключительно в наушниках, и собственно для них и была создана, как модификация более ранней технологии изодинамических излучателей. Принцип действия обоих технологий полностью описан в соответствующем патенте.
Теперь хочу аргументировать, почему я отношу наушники, созданные на этой технологии к Hi-Fi.
- Ортодинамические наушники звучат очень точно и правдиво. Нет бессмысленных задираний басов и верхов, середина не просаживается вообще.
- Благодаря малой инерционности мембраны, микродинамика впечатляет, очень хорошо передаются все мельчайшие подробности звука.
- Очень высока мощность наушников (честно говоря, она избыточна на максимальной мощности очень даже реально оглохнуть).
Как и у любой не массовой техники есть свои нюансы.
- Такие наушники, почти обязательно требуют наличия спец усилителя для наушников. Без него они тоже будут звучать, но «не так».
- Они требуют прогрева. Серьезно, если наушники не слушали месяц им понадобится 5 часов, чтобы достичь своего идеального звучания. При ежедневном прослушивании хватит и 5 минут прогрева.
- Качество источника звука должно быть очень высоким, качество записи тоже.
- Их надо любить.
- При прослушивании современных записей на данных наушниках, необходимо понимать, что сейчас музыку записывают несколько иначе, чем это делали 30 лет назад. Музыка в этих наушниках будет звучать совершенно по другому.
- Настоящие гуру добиваются оптимального для себя звучания, с помощью подбора оптимального усилителя и изменения демпфирования наушников.
- Большинство наушников не имеют глубокого долбящего нижнего баса. Любителям «выноса мозга » наушники могут не доставить удовольствия. В то же время есть модели, которые прорабатывают весь диапазон.В общем это, так называемый, винтажный звук.
Наибольшее количество моделей производилось в Японии компанией Yamaha. Также существовал широкий модельный ряд наушников в СССР. Последними наушниками, произведенными на территории СНГ, были ЭХО Н-16-40 С изготовленные в городе Смеле.
Последние, известные мне модели, производятся японской компанией Fostex.
ТДС-15 тоже были с мембраной, но на ней была не спираль, а параллельные дорожки. Как-то я их разобрал, но уложить магниты обратно не повредив мембрану так и не удалось.
Источники:
Статья составлена по личной инициативе моих любимых Эхо Н-16-40, которые мне приснились и просили о них не забывать. Спасибо за внимание.
P.S. Ранее я собирал коллекцию советских наушников и иногда подумываю к этому вернуться.
- история громкоговорителя
- история динамика
- конструкции громкоговорителей
- конструкция динамика
- устройство громкоговорителя