Вход/Регистрация
Вход через соц. сети
Хотите больше знать об акустике и о том, что с ней связано

Методика создания акустических систем

Все любители и специалисты, заинтересованные в высококачественном воспроизведении звука, знают, что без хороших акустических систем (АС) не обойтись. Поэтому особенно озадачивают противоречия между различными взглядами на критерии качества АС. Еще менее ясно, какие методы создания АС надежнее и приводят к приемлемым результатам.

Даже начального опыта прослушивания достаточно, чтобы заметить очень большую разницу между воспроизведением одной и той же музыки разными моделями АС. При этом основной параметр - амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) почти всегда близок к идеалу, если верить данным фирм-производителей.

Большинство потребителей не может самостоятельно померить АЧХ и приходит к выводу - проблема АЧХ практически решена, качество воспроизведения звука зависит от конструкции и материалов динамиков, корпусов, кроссоверов. Например: катушка без сердечника - хорошо, с сердечником - хуже. Или: корпус весом в 40 кг. лучше чем 20-ти килограммовый при тех же габаритах и т.д. Оспаривать влияние динамиков, корпусов, элементов кроссовера, кабелей внутренней разводки, звукопоглотителей и прочих составляющих было бы ошибкой.

Но, все ли в порядке с АЧХ? Независимые измерения, например, в хорошо оснащенных лабораториях авторитетных зарубежных и отечественных аудио журналов не подтверждают оптимистических параметров, заявленных производителями. Каждая модель АС имеет реально свою кривую АЧХ, разительно отличающуюся от кривых характеристик других разновидностей колонок. Это относится к АС любых ценовых групп.

Наблюдаемая разница многократно превосходит порог заметности, известный из психоакустики. Эту разницу просто невозможно не заметить. И слушатели ее, конечно, замечают в виде различного тембрального баланса при воспроизведении одной и той же музыки разными АС. Идентифицировать искажения тембра с проблемами равномерности АЧХ не легко, ведь перед глазами - ровные как будто по линейке нарисованные характеристики от производителей.

Не факт, что эти изумительно ровные АЧХ — обман. Просто для рекламы измерения производятся по методикам, обеспечивающим "благообразный" вид характеристик. Например, повышенной скорости сканирования рабочего диапазона частот в сочетании с высокой инерционностью, то есть усреднением пиков и провалов в процессе регистрации частотной зависимости звукового давления. Бог с ними, производителями. По правде говоря, все мы хотим выглядеть несколько лучше, чем на сомом деле и, поэтому причесываемся, умываемся и т.д. перед ответственными встречами.

Гораздо интереснее другое: почему одна "кривая" (по АЧХ) модель АС звучит хорошо, а другая, может быть, обладающая менее "безобразной" характеристикой, воспроизводит музыку гораздо хуже?

Независимые, более "честные" измерения обращают наше внимание на несовершенство передачи тембрального баланса, на АЧХ в оценке качества АС, но не помогают научиться интерпретировать, расшифровать смысл "перегибов" и дисбалансов характеристик, не помогают раскрыть связь АЧХ с конкретными особенностями звучания АС.

Позвольте образное сравнение: кардиограмма ничего не говорит обычному человеку, тогда как кардиолог по ней ясно видит состояние сердца пациента. Одна из задач этой статьи - поделиться с опытом анализа АЧХ. Начнем с самого общего вопроса. Почему, обладая всем необходимым, разработчики не создают идеальных, похоже звучащих АС? Ведь идеал, эталон — только один! Поэтому, очевидно, что все АС, близкие к эталону, будут звучать почти одинаково.

Существует ряд общепризнанных методик обеспечения "ровной" АЧХ. Одна из основных - настройка акустической системы в заглушенной, безэховой камере. Есть и другие, вроде бы, логичные и адекватные методы, например, настройка по импульсным сигналам. Работая по одинаковым алгоритмам, специалисты каждый раз получают разный результат. Вспомните откровения авторитетных зарубежных специалистов, опубликованные в аудио прессе: "...обеспечив идеальную АЧХ в звукомерной камере, мы потом полгода "портим" эту характеристику для обеспечения приемлемого звучания...".

Не пора ли прекратить "молиться" на равномерность АЧХ с точки зрения некой общеизвестной методики измерения? Дело в том, что любой способ измерения в науке и технике неизбежно дает целый комплекс разносортных ошибок. В нашем случае самые вредные ошибки - методические, то есть, связанные с несовершенством самого метода измерений. Например, где располагать микрофон относительно АС в звуковой камере? На акустической оси? А где эта ось? Перед ВЧ динамиком? А если он воспроизводит, начиная с 8 кГц? Тогда, видимо, точнее мерить на оси СЧ динамика? А если сместить микрофон на 5 см. выше? Получим совсем другую АЧХ. На какую ориентироваться? И почему мы думаем, что слушатель поместит ухо туда, где мы мерили АЧХ микрофоном?

Кроме того, на НЧ и нижней середине АС активно взаимодействует с полом, влияние которого в безэховой камере отсутствует. Об интегральном взаимодействии излучения АС с помещением прослушивания в данный момент даже не будем начинать разговора. Это взаимодействие очень сильно влияет на звучание, но его конкретные проявления бесконечно разнообразны, поэтому не умещаются в "ложе" какой-либо математической модели с достаточной точностью необходимой для действительно высокого качества воспроизведения.

Еще интересный факт: в реальном помещении суммарная АЧХ двух АС стереопары, даже при сильном усреднении сильно отличается от АЧХ одной АС. Традиционные методики настройки АС не учитывают этого важного обстоятельства. Это - недопустимо, так как главные персоны в музыке — солисты, чаще всего локализуются в центре звуковой сцены, то есть воспроизводятся обеими АС стереопары. Можно сделать вывод - при таком обилии методических ошибок, обычные способы контроля АЧХ дают "кривую" характеристику для реально достаточно "ровных" АС (например AUDIO - NOTE, MAGNEPAN и т.д.).

С другой стороны, крайне подозрительно выглядит полученные по ненадежным методикам слишком гладкие АЧХ. В этом случае ошибки измерений скомпенсированные специально сформированной характеристикой, которую разработчик обеспечивает, слепо доверяя не оправдавшим себя на практике способам измерений.

Меньше всего мне хотелось бы заменять веру в одни несовершенные принципы верой в другие, мои методы. Они тоже далеко не идеальны, в них присутствуют заметные методические ошибки, только менее грубые.

Залог прогресса - понимание временности роли достигнутых знаний и умений, готовность воспринимать, в процессе практической работы и исследований, новые знания. Надо уметь пересматривать подходы к достижению лучших результатов, если количественный рост позволяет совершить качественный "скачок". Результат работы зависит от методов и от развития личности создателя АС. Известны превосходные изделия, созданные в рамках традиционных подходов, при условии высочайшего класса и опыта разработчиков.

Моя цель - вооружать желающих достаточно эффективной методикой создания приемлемых по звучанию АС. Длинное вступление необходимо для того, чтобы обратить ваше внимание на факторы, мешающие развивать искусство настройки АС. Мне бы хотелось без промедления передать свой опыт, не тратя на это непомерных "писательских" усилий. Поэтому буду рассказывать только о добытых на практике фактах и о методах работы, без обоснований и теоретических объяснений. Мой принцип - уверенно излагать свое мнение можно, если имеется аудиосистема, хорошим звучанием, подтверждающая рекомендации автора.

Уже много лет я, по мере сил организую демонстрацию таких систем, в том числе на выставках, что позволяет мне отвечать за свои слова. В других публикациях, если будет необходимо, расскажу несколько подробнее о смысле и обосновании моих методов работы. Для доступности расчеты и приемы настройки максимально упрощены, без существенного вреда для результата.

Часть №2

Часть №3

Часть №4

Часть №5

Часть №6

Часть №7 - заключительная

Добавить комментарий

Что бы вы хотели почитать?

Итоги

Радиолюбителю

Новости

  • 22 Января 2015
    Первый в мире bluetooth-граммофон
    Gramovox — bluetooth-граммофон, работающий на одной зарядке 15 часов. Устройство оснащено металлическим горном,...
  • 05 Августа 2013
    Сумасшедшие колонки
    Уникальная акустическая система Xcellon DWS-100B удивит вас танцем воды и световым шоу. Две колонки, питающиеся от USB портов,...
  • 22 Октября 2012
    Обновление сайта
    Вот в очередной раз обновили сайт. Работ было много сделано в короткий срок, так что возможны разные баги на сайте. Что...
  • 05 Марта 2011
    Парящая акустика
    Внешний вид акустики Dome, состоящей из двух сателлитов и сабфуфера, весьма привлекательный за счет геодизайна. Корпуса и...
  • 05 Марта 2011
    Акустика из переработанной бумаги
    Эко меломаны будут обожать TAU акустику за их экологический состав. Сделаны из переработанных материалов, составляющих акустической...
  • Все новости

Последние комментарии

  • Сложно выбрать акустики, черт! Подробнее...
    By Павел Сайк
  • Замечательно выглядят Подробнее...
    By Павел Сайк
  • Конечно кабель влияет ну звук! Это очевидно для те... Подробнее...
    By Alex
  • Яплакалъ, столько трудов ради шмистаря говняного Подробнее...
    By Александр
  • Добрый день. Помогите с размером трубы для настрой... Подробнее...
    By вячеслав
Наверх