Вход/Регистрация
Вход через соц. сети
Хотите больше знать об акустике и о том, что с ней связано

Методика создания акустических систем (часть №5)

Требования к качеству формируются в процессе познания музыки. Для большинства слушателей изначально интуитивно ясно, что такое "хорошее звучание", так как музыка создается для воздействия на эмоциональную сферу и при адекватном воспроизведении не оставляет человека равнодушным. Наиболее склонны к ошибкам в оценке качества звучания люди, обладающие частичным опытом, находящиеся в процессе знакомства с аудиотехникой. Интуиция, природное "чутье" уже заблокированы потоком информации и впечатлений из мира аудиотехники, а исчерпывающего опыта еще нет. Если человек способен к развитию, то со временем все встанет на свои места. В данном случае лишний раз подтверждается известная истина: "полузнание - хуже, чем незнание". Так, что лучшие эксперты - люди, далекие от аудиотехники и те кто прошел весь возможный путь познания.

Что касается профессионалов (звукорежиссеров, музыкантов), то здесь тоже присутствует деление по типам восприятия. Музыканты - солисты и дирижеры превосходно понимают смысл и скрытые "пружины" музыкального искусства. У них есть чему поучиться создателям аудиотехники. Музыкантов-статистов дирижер превращает своим диктатом в бездумные, послушные "клавиши" огромного музыкального инструмента - оркестра. Среди этих музыкантов встречаются люди, равнодушные к ритму (ритм задает дирижер), глухие к эмоциональному содержанию музыки. Главной своей задачей они считают игру по нотам, без формальной фальши. Они испытывают зависть к солистам, не понимая причин их привилегированного положения. Поэтому не все музыканты - статисты могут помочь в субъективной экспертизе.

Звукорежиссер, в классическом понимании, - музыковед и специалист по аудиотехнике в одном лице. Так было примерно до 60-х годов XX века. Сегодня многие звукооператоры называют себя звукорежиссерами. Круг познаний звукооператора - аудиотехника. Они умеют грамотно, с технической точки зрения, эксплуатировать оборудование звуковой студии. Одна из главных задач - не допустить "клиппинга" (перегрузки) при записи. Понимание музыки для звукооператора - необязательно. Многие из них не в состоянии понять творчество музыкантов, записанных по старым технологиям, так как "не видят за деревьями леса", не слышат за звуками - музыку.

В данном случае, основная причина эмоциональной глухоты - привычная для звукооператора концентрация внимания на чистоте звучания. Психологическое состояние - "сторож", не пропускающий искажения. Тут не до музыки. В этом смысле восприятие звукооператора смыкается с мышлением музыканта-статиста.

К счастью, звукооператоры в роли звукорежиссеров, не могут принести музыке большого вреда, так как последнее слово - за продюсером. Задача продюсера - продать записи. Покупают только зажигательную музыку, поэтому продюсер выбирает не по критерию чистоты записи. Предпочтение - самым эмоциональным дублям, даже если не удалось избежать технических погрешностей.

Реальные жизненные ситуации, конечно, отличаются от изложенной мною схематичной картины. Тем не менее, благодаря большому опыту, я обрисовал основные типы слушателей довольно точно. По жанровым пристрастиям меломанов селектировать не стоит. В музыке нет высоких и низких жанров. Есть талантливые, артистичные исполнители, а есть - не очень.

Позвольте образный пример: интереснее слушать анекдоты, которые рассказывает хороший артист, чем смотреть классическую пьесу в исполнении новичков из самодеятельности.

Как человек воспринимает музыку? Текст состоит из букв, музыка из звуков. Но буквы - еще не текст, звуки не музыка. По этой причине хорошая передача звука не гарантирует адекватного воспроизведения музыки.

Психоакустика уже ответила на ряд вопросов из области слухового восприятия. Известно, что человек анализирует верность воспроизведения не так, как мог бы это делать простейший измерительный прибор, сверяющий идентичность звуковых колебаний при исполнении музыки с колебаниями, воспроизводимыми аудиосистемой.

Иногда приходится слышать наивные советы о необходимости точного восстановления исходного звукового поля. Эти рекомендации имеют такую же практическую ценность, как рецепт по искусственному созданию человека путем сборки точного аналога из соответствующих молекул. На первый взгляд, слух легко обмануть, воспроизводя только часть звуковой информации. С другой стороны, секреты слухового анализа до сих пор не раскрыты. Например: лучшие компьютерные системы анализа речи уверенно "понимают" голос только одного человека. "Правильный" механизм анализа звуков, несущих информацию, пока неизвестен.

Что известно на сегодняшний день о способах передачи эмоций при помощи музыки? Например, то, что ритмический рисунок важнее мелодии. Интересно, так же, что исполнение, богатое динамическими и эмоциональными контрастами, создает впечатление большей широты и "мощи", чем "плоское", но реально более громкое звукоизвлечение или пение.

Очень важный факт - анализ амплитудно-частотного спектра голосов вокалистов, показывает систематическую разницу при исполнении произведений с разными эмоциональным содержанием! Один спектр для "минора", совершенно другой - для "мажора" и т.д. Это явление имеет место не только для вокала, но и для звучания музыкальных инструментов.

Итак, установлено: тембр - одно из важнейших средств передачи художественного образа, который исполнитель обязан создать в соответствии с содержанием музыкального произведения.

Точность передачи тембра зависит от равномерности АЧХ аудиосистемы. Основной "вредитель", нарушающий идеальность АЧХ - акустическая система. Поэтому именно АС определяют адекватность воссоздания художественного образа, без которого музыка - не более чем набор звуков. В поисках новых знаний приходится экспериментировать. Важно не торопиться с выводами, один, два ... десять экспериментов могут привести к неправильным представлениям. Пытаясь выявить влияние одного фактора, исследователь невольно меняет некоторые другие, часто не замечая этого. Излишняя самоуверенность, желание найти подтверждение своим старым знаниям заставляют вступить на ложный путь, сойти с которого очень нелегко.

Поэтому мне пришлось проводить тысячи экспериментов, по крупицам добывая новые знания. Я буду учиться у жизни, уточнять свои методы, пока смогу слышать, чувствовать, думать.

С точки зрения настройки АС мне, на сегодняшний день, удалось понять следующее:

  1. Самое главное - ювелирная настройка АЧХ в области средних частот, примерно от 300 Гц до 3 кГц. Незначительное нарушение тембрального баланса в этой области исключает полноценное воспроизведение музыки.
  2. В большинстве помещений прослушивания невозможно обеспечить равномерную АЧХ на низких частотах и на нижней середине. Причина - стоячие волны в помещении. Тем не менее, баланс между уровнями воспроизведения низких и средних частот надо соблюдать и дело это довольно "тонкое". Точности измерений АЧХ здесь недостаточно, да и интерпретировать результаты измерений непросто. Вот некоторые любопытные следствия нарушения баланса между НЧ и СЧ: а) если НЧ хотя бы немного преобладают, возникает неприятная иллюзия замедления темпа исполнения, "гулкие" звуки маскируют тонкую передачу интонаций солистов на средних частотах, бас теряет артикуляцию; б) если СЧ преобладают, то звучание теряет фундаментальность, масштаб, страдает ритмичность, особенно для танцевальной музыки.
  3. Точность настройки АЧХ на высоких частотах позволяет добиться улучшения естественности, красоты и "магии" звучания. С другой стороны, некоторые неидеальности формы АЧХ в этой области - приемлемы. Здесь нет таких суровых требований, как для средних частот.

Дисбаланс ВЧ со средними частотами не так заметен, как дисбаланс между НЧ и СЧ. Хуже, когда ВЧ преобладают. При этом подчеркиваются ритмические рисунки, связанные с ВЧ звуками. Это удары медиатора по струнам, ритм "хай-хета" и т.п. Примитивный ритм, выражаемый ВЧ звуками, маскирует главный, более тонкий ритмический рисунок, передаваемый солистами в области средних частот. Кроме того, избыток ВЧ придает звучанию синтетический оттенок. В некоторых случах такое воспроизведение может раздражать. Недостаток ВЧ может скрадывать индивидуальность исполнителей и ухудшить детальность, прозрачность, передачу звуковой атмосферы ("воздуха").

Интересно, что при определенной форме АЧХ в области высоких частот возможна хорошая передача деталей, ясность звучания, несмотря на нехватку отдачи на ВЧ.

Так настроен, например, TANNOY EDINBURG. При этом сдержанность подачи высоких частот способствует натуральности, теплоте и цельности звучания.

Часть №1

Часть №2

Часть №3

Часть №4

Часть №6

Часть №7 - заключительная

Добавить комментарий

Что бы вы хотели почитать?

Итоги

Радиолюбителю

Новости

  • 22 Января 2015
    Первый в мире bluetooth-граммофон
    Gramovox — bluetooth-граммофон, работающий на одной зарядке 15 часов. Устройство оснащено металлическим горном,...
  • 05 Августа 2013
    Сумасшедшие колонки
    Уникальная акустическая система Xcellon DWS-100B удивит вас танцем воды и световым шоу. Две колонки, питающиеся от USB портов,...
  • 22 Октября 2012
    Обновление сайта
    Вот в очередной раз обновили сайт. Работ было много сделано в короткий срок, так что возможны разные баги на сайте. Что...
  • 05 Марта 2011
    Парящая акустика
    Внешний вид акустики Dome, состоящей из двух сателлитов и сабфуфера, весьма привлекательный за счет геодизайна. Корпуса и...
  • 05 Марта 2011
    Акустика из переработанной бумаги
    Эко меломаны будут обожать TAU акустику за их экологический состав. Сделаны из переработанных материалов, составляющих акустической...
  • Все новости

Последние комментарии

  • Сложно выбрать акустики, черт! Подробнее...
    By Павел Сайк
  • Замечательно выглядят Подробнее...
    By Павел Сайк
  • Конечно кабель влияет ну звук! Это очевидно для те... Подробнее...
    By Alex
  • Яплакалъ, столько трудов ради шмистаря говняного Подробнее...
    By Александр
  • Добрый день. Помогите с размером трубы для настрой... Подробнее...
    By вячеслав
Наверх