Вход/Регистрация
Вход через соц. сети
Хотите больше знать об акустике и о том, что с ней связано

Активный сабвуфер из акустической системы S-70

Саб Спасибо за серию статей Игорю Алексееву.

После создания АС проекта «Труба Войта» и покупки их владельцем комплекта DVD+Ресивер понадобился Сабвуфер. Надо – так надо. Тем более, у одного товарища давно пылились в углу активные акустические системы S-70 рижского завода радиоаппаратуры, которые выбросить было жалко (все-таки с ЭМОС), а слушать – не было никакого желания т.к. человек уже давно слушал винил через ламповый усилитель на самодельную трехполоску на динамиках 2А-12, 4А-28 и 10ГД-35RRR.

Итак, решено. Утилизируем S-70 для изготовления пары cабов (второй себе) – т.е. для хорошего дела. Вначале разбираем АСки. Что наблюдаем в процессе: комплект номерных АС сделан на заводе на различных динамиках 75ГДН-5 один – с ферритовым магнитом, другой – с альнико. Как ни странно, но их T-S параметры были, мягко говоря, идентичны. 

Опять приходится констатировать факт, что головки – НА УРОВНЕ! Расчет закрытого ящика для них (корпус S-70) выполнен БЕЗУКОРИЗНЕННО! Именно тот объем, в котором совпадают и максимальный ход диффузора головок на 50Гц и максимальная долговременная подводимая мощность к ним.

Конструкция усилительной части, закрепленной на задней съемной стенке акустической системы – высокотехнологичный клубок проводов, соединяющий платы с высохшими от нагрева и времени электролитическими конденсаторами. Однозначно – полный демонтаж.

Вот какой вопрос не дает покоя по сей день: как могли печатные платы усилителя мощности покрыться таким слоем пыли и грязи, если платы находились в герметичном кожухе, со всех сторон промазанным герметизирующей мастикой? Платы были вымыты водой, подстроечные резисторы и конденсаторы (К70 и К50-6) заменены новыми, проверенными. Вот какой вопрос не дает покоя по сей день: как могли печатные платы усилителя мощности покрыться таким слоем пыли и грязи, если платы находились в герметичном кожухе, со всех сторон промазанным герметизирующей мастикой? Платы были вымыты водой, подстроечные резисторы и конденсаторы (К70 и К50-6) заменены новыми, проверенными. 

Активный сабвуфер из акустической системы S-70 

Железная пластина, закрепленная снаружи акустической системы и выполняющая роль радиатора выходных транзисторов, была перенесена в новый корпус с небольшими доработками – закреплены гнездо входного разъема под тюльпан, гнездо питания под стандартный сетевой шнур для ПК, тумблер включения реле-перефазировки головки и подстроечный резистор регулятора уровня.

В результате «трепанации» от пары S-70 остались пищалки и полуфабрикат корпуса. Остальное: электролиты питания и внутренняя требуха отправились на свалку.

Активный сабвуфер из акустической системы S-70 
Активный сабвуфер из акустической системы S-70 Работы начались с измерения T-S параметров головок 75ГДН-5. После этого были промоделированы несколько типов акустического оформления с учетом реальной возможности размещения готового саба в комнате. Выбор был сделан в пользу оформления Бандпасс 4-го порядка. Максимальная выходная мощность УНЧ от S-70 была определена на уровне 45Вт синусоидального сигнала в полосе 50-500Гц, чего достаточно и для раскачки головки и для ненапряженного режима работы штатного блока питания. 
Активный сабвуфер из акустической системы S-70 Корпуса сабов выполнены по отработанной технологии «слоеного бутерброда» береза-ДВП-сосна, толщиной 35мм, склеенных под прессом. Верхний отсек корпуса предназначен для размещения электронной части, на нижней перегородке закреплена динамическая головка. Перегородки установлены в корпус с использованием «силиконовых подушек» на клею и шурупах, что обеспечило полную герметичность соединений. Благодаря установленным перегородкам корпус получился абсолютно глухой.
Активный сабвуфер из акустической системы S-70 Накопительные электролитические конденсаторы блока питания установлены новые, вся разводка питания выполнена качественным проводом. Компоновка (предварительная) электронной части показана на фото. Реле использовано для перефазировки подключения динамической головки к выходу усилителя мощности т.к. использование для этих целей переключателей – ненадежно, а инвертирование фазы сигнала на входе УМ приводит к ненужному усложнению схемы.
Активный сабвуфер из акустической системы S-70 Схемотехнически полоса пропускания усилителя мощности ограничена сверху 250 Гц с наклоном АЧХ 12 дБ/октаву. Благодаря этому пики резонанса выходных портов на частотах выше 1200Гц удалось значительно уменьшить. Акустически АЧХ сабвуфера ограничена сверху размером выходных портов и объемом нижнего отсека частотой 160Гц также 12 дБ/октаву. Снизу АЧХ ограничена резонансом головок (31Гц) и объемом среднего отсека на частоте 38Гц (измерения у среза портов).
Активный сабвуфер из акустической системы S-70 Задняя стенка корпуса в верхней части имеет вырез, в котором практически в толще материала установлена плата усилителя и закреплена на штатной пластине радиатора.
Активный сабвуфер из акустической системы S-70я  

АЧХ сабвуфера (реальные значения звукового давления) в комнате при выходной мощности усилителя 45Вт приведена ниже:

АЧХ

Что касается качества баса. Главный недостаток покупных сабвуферов, построенных как ЗЯ или ФИ – сложность согласования нет, не с фронтальными АС на частотах их совместной работы (хотя там проблем тоже бывает много, из-за чего в электронику промышленных сабов включают регулируемый ФНЧ и т.д.). Главный недостаток – стыковка саба с АЧХ комнаты на нижнем участке диапазона. Излишнее выпячивание или недостаток самых низких частот (30-60Гц) обуславливает бОльшие значения группового времени задержки (ГВЗ) воспроизводимого сигнала на этих частотах. Если говорят, что саб – «киношный», то чаще всего это значит, что он не подходит к данному помещению и никакими регулировками эту ситуацию не исправить. Этот саб звучит «рыхло и затянуто». И ничего с этим не поделать. Лечится только заменой другой моделью/производителя.

В отношении этого сабвуфера можно сказать следующее: реальное ГВЗ на частоте 50Гц не превышает 10мс, а на частотах 120-150Гц – 5мс, что полностью укладывается в рекомендации МЭК. Звучание его ненавязчивое, иногда складывается ощущение, что сабвуфер не работает, но стоит действительно его выключить – звучание основных АС сразу становится «плоским и не таким выразительным как было».

Добавить комментарий

Что бы вы хотели почитать?

Итоги

Радиолюбителю

Новости

  • 22 Января 2015
    Первый в мире bluetooth-граммофон
    Gramovox — bluetooth-граммофон, работающий на одной зарядке 15 часов. Устройство оснащено металлическим горном,...
  • 05 Августа 2013
    Сумасшедшие колонки
    Уникальная акустическая система Xcellon DWS-100B удивит вас танцем воды и световым шоу. Две колонки, питающиеся от USB портов,...
  • 22 Октября 2012
    Обновление сайта
    Вот в очередной раз обновили сайт. Работ было много сделано в короткий срок, так что возможны разные баги на сайте. Что...
  • 05 Марта 2011
    Парящая акустика
    Внешний вид акустики Dome, состоящей из двух сателлитов и сабфуфера, весьма привлекательный за счет геодизайна. Корпуса и...
  • 05 Марта 2011
    Акустика из переработанной бумаги
    Эко меломаны будут обожать TAU акустику за их экологический состав. Сделаны из переработанных материалов, составляющих акустической...
  • Все новости

Последние комментарии

  • Сложно выбрать акустики, черт! Подробнее...
    By Павел Сайк
  • Замечательно выглядят Подробнее...
    By Павел Сайк
  • Конечно кабель влияет ну звук! Это очевидно для те... Подробнее...
    By Alex
  • Яплакалъ, столько трудов ради шмистаря говняного Подробнее...
    By Александр
  • Добрый день. Помогите с размером трубы для настрой... Подробнее...
    By вячеслав
Лазерная эпиляция рук
Лазерная коррекция зрения. Клиника лазерной косметологии
cosmic-center.ru
Наверх